Аптечный бизнес

Категория: Свой бизнес

Аптечный бизнесДаже, несмотря на сложность и закрытость в получении лицензии, любой аптечный бизнес – это не очень сложный сегмент для вашего входа. Если не брать в расчет арендную плату за помещение, то первоначальный взнос на открытие аптеки будет составлять от 45-50 тысяч долларов США. Если у вас получится найти неплохое место для аптеки, решить вопрос с квалифицированными работниками, а также договориться с дистрибьютором о максимально выгодных условиях, то получать прибыль от аптеки можно будет уже через 6 месяцев.

А уже в течение 3-4 лет можно довести оборот примерно до 1 млн. долларов США, и потом продать аптеку уже за несколько сотен тысяч долларов США. Сначала необходимо решить, в каком именно формате вы собираетесь развивать аптечный бизнес. На сегодняшний день существует 2 основные бизнес-модели – премиальная аптека, а также дискаунтер.

Затраты при таких моделях, естественно, различны: по любой премиальной аптеке первоначальные взносы могут составить около 850-100 долларов за 1 кв. метр, причем в эту сумму не входят само помещение и даже оформление его. А вот взносы по дискаунтеру могут составить всего 350-400 долларов.

Вторым важнейшим критерием является форма торговли. Форма торговли может быть, как закрытой, так и открытой. Естественно, открытая значительно дороже закрытой. При открытой форме торговли затраты можно снизить лишь до 300 долларов за 1 кв. метр. По общей торговой площади аптека «закрытая» в среднем будет менее 50 кв. м, а для «открытой» аптеки такая площадь является лишь минимальной. В идеале соотношение общей и торговой площади должно составлять 20% к 80%.

При открытой торговле придется дополнительно потратиться на все оборудование, поскольку оно должно быть не только стойким, но и качественным. Если в вашу аптеку ежедневно приходит примерно 600 клиентов, то из-за большой нагрузки на все подвижные части оборудования, некачественное оборудование вскоре придет в негодность.

Открытая торговля подразумевает большие площади. Подобный формат, прежде всего, призван увеличить пространство, а вот закрытый формат ограничен определенными площадями.

Приобретать оборудование в лизинг, мы не рекомендуем, по крайней мере, любые холодильные камеры. Лизинг будет нужен в том случае, если необходимо очень серьезное обеспечение, к примеру, серверы, объединяющие все кассы в единую сеть. Помните, что системы всего электронного учета – это и есть один из наиболее важных элементов.

Необходимо следить за всеми операционными показателям, такими как затраты, занятость каждого сотрудника, часы работы и др. Также необходимо анализировать, какие именно товары были проданы, а какие еще нет, какие можно сократить, а какие нужно представить.
Одной из серьезнейших проблем во многих аптеках является наличие определенного продукта. Если при посещении магазина, вы не сможете найти креветок определенного типа, то, скорее всего, вы не станете обращать на это особого внимания. Но если в аптеке не будет парацетамола, то это будет ужасно раздражать. Однако если мы рассматриваем небольшие аптеки, то собственные складские помещения не нужны, только необходимо как можно жестче следить за остатками продукции. Для этого необходима хорошая информативная система. Помните, если в ассортименте вашей аптеки более 5000 наименований, то на глазок осуществлять такой контроль практически невозможно.

Поговорим о ключевом вопросе, то есть о местоположении аптеки. Обычно люди ходят в аптеки, которые находятся неподалеку от дома или работы: далеко они поедут только в самом исключительном случае. Именно поэтому наиболее важным параметром является трафик, к которому будет привязана ваша аптека. Трафик может быть разным, к примеру, аптека может располагаться в любом большом супермаркете или же рядом с кассой, а может располагаться в аэропорту.

Формат всей аптеки связан с параметрами трафика. Скажем на любой нецентральной улице можно ставить дискаунтер, а вот в центре ставить подобные аптеки будет просто невыгодно. На центральных улицах лучше всего открывать аптеки с максимально широким ассортиментом, в том числе с дорогими товарами и с квалифицированными консультантами.

А вот в спальном районе довольно успешно будет развиваться модель круглосуточного дискаунтера с отличным лекарственным ассортиментом. Такая аптека может быть не только закрытой, но и комбинированной формы торговли. Данная модель работает неплохо, однако круглосуточный дискаунтер может потребовать дополнительных крупных взносов, поскольку клиенты могут стать капризными и с легкостью переключиться на конкурирующую, рядом стоящую, аптеку.

Если вы спросите, где лучше всего открыть аптеку, то мы порекомендуем это сделать в любом торговом центре. Это практически идеальная модель, а также аптека будет лучше защищена, кроме того нет конкурентов, а потенциальные клиенты движутся обычно в определенной системе координат. В случае если клиент попал в данную систему, то по определению они должны выбрать именно вашу аптеку. Теперь нужно не пускать в этот торговый центр конкурентов, поднять стоимость товара, а также держать высокую марку – это и есть рабочий бизнес.

Независимо от того, какая будет форма торговли, и где будет находиться ваша аптека, помещение для нее нужно брать только в аренду. Выкупать помещение будет бесполезно, так как арендные ставки за несколько лет не смогут возрасти настолько, чтобы покупка помещения стала оправданным и выгодным делом.

Договор об аренде стоит заключать примерно на 5 лет, причем оплата должна быть обязательно фиксированной. Подобного договора вполне можно добиться. Благодаря долгосрочной аренде вы можете получить значительную экономию, а также защиту от роста арендой платы.

Следующим шагом является получение лицензии. Для совершенно неподготовленного человека такая процедура достаточно сложна. Вам придется получить множество согласований, а также представить разнообразные документы.

Не стоит забывать и о нормах, которые должны регулировать хранение препаратов. К примеру, одни препараты нужно хранить при определенной температуре, а другие – только в закрытом виде.

Кроме того имеются определенные санитарные требования, а именно: наличие у сотрудников санитарных книжек, состояние самого помещения и т.д. При получении лицензии вам придется учитывать все регулирующие процессы, которые нельзя обойти, к примеру, состояние камер хранения, а также варианты размещения препаратов и их хранение. Такое довольно большое количество мероприятий займёт примерно 1 месяц вашего времени.

Открывая аптеку необходимо учитывать даже сезонный фактор. Помните, что в летнее время продажи медикаментов падают примерно на 25 процентов, а наиболее высокий спрос на препараты наблюдается в период с октября по апрель.

Организовывать новый бизнес лучше всего в летнее время, рассчитывая, что аптека откроется примерно в августе – сентябре. Единичной аптеке необходимо довести до потенциальных клиентов свое позиционирование. К примеру, можно соорудить рекламные шиты, а также устроить различные промоакции внутри самой аптеки.

Кроме того рядом с аптекой вы можете повесить большой баннер или же использовать вывеску и витрину для рекламных целей. В общей сложности, все маркетинговые затраты для запуска вашего бизнеса могут составить около 15 000 долларов США.

Открывая единичную аптеку необходимо помнить, что скидки, которые предоставляются сетям, нельзя получить у дистрибьюторов. С единичной аптекой производители препаратов, скорее всего, работать не будут, к тому же добиваться выгодных для вас условий у оптовиков будет достаточно сложно.

Ассортимент препаратов должен быть максимально широким, а закупать препараты придется у разных продавцов-дистрибьюторов, причем с каждым необходимо договариваться отдельно. В любой оптовой компании ваша аптека будет записана в свой определенный сегмент: государственная аптека, крупная аптека и т.д. У этих сегментов имеется своя градация, а также свой уровень скидок. Возможности добиться у дистрибьютора выгодной для вас цены есть, но очень небольшие. Единичной аптеке нужно двигаться совсем в другом направлении, то есть не пытаться конкурировать по стоимости товара, а больше работать над расширением всего ассортимента, а также предоставлять квалифицированные консультации.

Основным операционным вопросом можно считать кадры. Кстати, это также является условием при получении лицензии. Провизору необходимо иметь право отпускать лекарственные препараты, к тому же директор аптеки обязательно должен быть провизором. Сегодня рынок труда достаточно сложный, имеется дефицит подготовленных специалистов. Квалифицированные кадры для аптек – это довольно узкая группа специалистов, которые должны иметь либо высшее, либо средне специальное образование.

Для аптеки, общая площадь которой составляет до 100 кв. м, с нормальным ремонтом, с затратами на запуск, без учета арендной платы, сумма для старта может составить примерно 45-50 тыс. долларов США.

Похожие материалы